Администрация Черницынского сельсовета
Октябрьского района Курской области

Статьи по правовому просвещению часть 2

Автор: Прокуратура Октябрьского ра...
Прокуратура Октябрьского района Курской области
Статьи по правовому просвещению часть 2.

ВС РФ: иск о понуждении арендовать недвижимость надо подавать по месту ее нахождения

Собственник участка хотел, чтобы правообладатель помещения в здании на этой земле присоединился к договору ее аренды путем подписания допсоглашения. Первая инстанция и апелляция сочли, что иск о понуждении заключить такое соглашение нужно было подать не по месту нахождения участка, а по адресу правообладателя помещения.

ВС РФ с судами не согласился. Он отметил: поскольку договор аренды учтен в ЕГРН, то и соглашение тоже надо зарегистрировать. Следовательно, цель иска - не только обязать заключить соглашение, но и узаконить право аренды, а также обременение права собственности.

Если удовлетворение требования и его принудительное исполнение повлекут, в частности, госрегистрацию прав на недвижимость, то иск рассматривают по месту нахождения такого имущества. Это позиция Пленумов ВАС РФ и ВС РФ.

Таким образом, дело направили в суд по месту нахождения земли.

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

ВС РФ напомнил об ответственности госоргана, от действий которого зависят права сторон договора

Гражданин арендовал городской участок для строительства здания. До регистрации права собственности на здание арендная плата составляла 31,5% от кадастровой стоимости земли, а после - 0,1%. Росреестр неправомерно отказал в регистрации. Из-за этого арендатор несколько месяцев вносил повышенные платежи, что стало причиной подачи иска о возмещении вреда.

По мнению ВС РФ, незаконные действия Росреестра не позволяли арендатору требовать снижения платы. Такая ситуация не относится к предпринимательским рискам. Если договорное условие, которое зависело от действий госоргана, не наступило (и это причинило вред), то данному органу грозит гражданско-правовая ответственность.

Верховный суд отменил решения трех инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Отметим, ВС РФ в сходной ситуации уже подтверждал право требовать возмещения из казны.

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

Розничная торговля: с 1 ноября больше товаров нужно проверять через "Честный знак"

1 ноября стартует очередной этап ввода разрешительного режима при продаже маркированных товаров.

Суть механизма в том, что онлайн-касса отправляет в систему "Честный знак" запрос на проверку кода товара. Если продажа запрещена, заранее настроенное ПО выдаст предупреждение.

Разрешительный режим распространили на такие категории товаров:

- пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке;

- кожные антисептики;

- БАДы;

- обувь;

- товары легпрома;

- фототовары;

- шины;

- духи и туалетная вода.

Проверка проходит онлайн по ряду критериев:

- в системе нет информации о маркировке товара или код маркировки некорректен;

- госорганы запретили или приостановили продажу товара;

- в системе нет информации о вводе товара в оборот. Исключение - первичная передача товара от производителя конечному потребителю;

- товар уже был выведен из оборота;

- истек срок годности (касается пива, слабоалкогольных напитков, кожных антисептиков и БАДов).

Минпромторг разъяснил: за невыполнение обязанности проверять товар грозит штраф.

См. требования к продавцам, порядок проверки кодов маркировки, а также перечень исключений.

Также отметим, что с 13 октября нарушения разрешительного режима при продаже ряда товаров включены в перечень индикаторов риска. При их выявлении Роспотребнадзор может провести внеплановую проверку.

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

В рекламе вклада было сложно прочитать важные условия о доходности - ФАС возбудила дело против банка

На рекламной конструкции крупным шрифтом транслировали информацию о 20-процентной ставке по вкладу. Однако другие условия, которые влияют на доходность по нему, отображались в течение короткого времени так, что их трудно было воспринимать. По мнению ФАС, в этом есть признаки нарушения следующих правил:

- недопустима реклама без части существенных сведений о товаре и условиях его покупки или использования. Запрет распространяется на случаи, когда реклама искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение;

- если в рекламе финуслуг указывают хотя бы 1 условие их оказания, то нельзя умалчивать о других. Речь идет о тех, которые влияют на доходы или расходы возможных клиентов.

Если нарушение подтвердится, банку грозит штраф. Полагаем, служба имеет в виду финансовую санкцию для компании в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Отметим, ФАС уже возбуждала дела в подобных случаях. Более того, в практике ВС РФ была ситуация, когда при сходных обстоятельствах он согласился с привлечением банка к административной ответственности.

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

Пожарная безопасность: свод правил по эвакуационным выходам и путям обновится 1 ноября

МЧС скорректировало СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Изменения среди прочего касаются норм о параметрах и числе эвакуационных выходов.

Решать, какие выходы могут служить эвакуационными, потребуется исходя, например, из таких новых правил:

- число и размеры выходов с террас надо определять по требованиям к помещениям аналогичного класса функциональной пожарной опасности;

- помещения для одновременного пребывания от 501 до 1000 человек должны иметь не менее 3 выходов, более 1000 человек - не менее 4;

- при устройстве выхода через смежное помещение нужно учитывать рассредоточенность выходов из обоих сообщающихся помещений, как из одного.

В подраздел по производственным зданиям и сооружениям, производственным и лабораторным помещениям, мастерским включили нормы о том, каким параметрам должны соответствовать выходы из различных типов пешеходных тоннелей, галерей и эстакад.

Уточнили условия, при совокупности которых выходы в вестибюлях и холлах зданий с турникетами в их проемах будут считаться эвакуационными:

- ширина прохода через турникет - не менее 0,7 м (при эвакуации маломобильных групп населения - не менее 0,9 м). При этом суммарная ширина прохода должна быть не менее требуемой ширины пути эвакуации;

- есть возможность вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии турникет. Можно также применить автоматический и дистанционный способы;

- перед выходом предусмотрено устройство распашных калиток шириной не менее чем у выхода (для случая эвакуации более 50 человек). При этом калитки возможно вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии. Вместе с ручным можно использовать автоматический и дистанционный способы.

Обновленным требованиям надо следовать, когда объект защиты проектируют или меняют его функциональное назначение. Кроме того, они обязательны при реконструкции, капремонте и техническом перевооружении в той части, которая соответствует объему этих работ.

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

Ответственность за скрытие номеров автомобилей и других ТС ужесточена с 14 октября 2024 года

Ввели отдельное наказание за управление ТС с госномерами, установленными с помощью устройств, которые мешают распознавать такие знаки или позволяют их изменить либо скрыть. Нарушителю грозит лишение водительских прав на срок от года до полутора лет с конфискацией оборудования.

Ранее за это штрафовали на 5000 руб. или оставляли без прав на период от 1 до 3 месяцев.

Лишение прав на срок от года до полутора лет теперь предусмотрено и за повторное управление ТС:

- без госномеров;

- с такими знаками, которые установили не туда, куда нужно;

- с номерами, которые изменили либо оборудовали с применением материалов (не устройств), мешающих определять эти знаки и т.п.

Раньше данного состава нарушения не было.

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

Хранение данных о пользователях ряда интернет-сервисов: новшества с 1 января 2025 года

Правительство расширит перечень данных, которые организаторы распространения информации в интернете должны хранить и передавать оперативникам по запросу.

Поправки обязывают хранить сведения не только о сетевых адресах, но и о портах пользователя и коммуникационного интернет-сервиса, которые применялись при регистрации, авторизации и прекращении регистрации пользователя.

Тот же состав данных потребуется хранить в составе информации о фактах приема, передачи или обработки электронных сообщений пользователей.

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

ВС РФ указал, когда нельзя удержать комиссию при возврате кредитору денег ликвидированного юрлица

В отношении компании ввели процедуру распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица. Арбитражный управляющий выявил на ее счете деньги. При перечислении остатка банк удержал из них комиссию за несколько лет обслуживания. Кредитор счел это присвоением средств в обход указанной процедуры и обратился в суд.

Три инстанции ему отказали. Инициировал процедуру распределения имущества кредитор, поэтому он должен оплатить комиссию. Она соответствует договору и тарифам, которые были согласованы с владельцем счета. Суды также указали, что банк:

- не знал о ликвидации компании до обращения к нему арбитражного управляющего;

- не обязан отслеживать информацию о правосубъектности контрагента по договору банковского счета;

- удержал средства раньше, чем были опубликованы сведения о введении процедуры распределения имущества.

ВС РФ не согласился с судами. Банк не имел права на безакцептное списание средств за счет принадлежащего компании имущества в обход процедуры его распределения. Тем самым были нарушены принципы очередности и пропорциональности расчетов. Банк незаконно воспользовался преимуществом (средства находились у него) и получил полное удовлетворение своих требований.

Дело направили на новое рассмотрение.

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

ВС РФ: выходные и праздники не относятся к уважительным причинам пропуска срока на обжалование

В октябре 2022 года суд составил мотивированное решение, которое ответчик получил лишь 14 декабря. Он направил в суд апелляционную жалобу 27 января 2023 года и просил восстановить срок на ее подачу.

Первая инстанция отказала, так как прошло больше месяца с даты, когда ответчик получил копию судебного акта.

Апелляция не согласилась и отметила: с 31 декабря 2022 года по 8 января 2023 года были праздничные и выходные дни, поэтому ответчик пропустил срок по уважительным причинам. Кассация вывод поддержала.

ВС РФ оставил в силе отказ первой инстанции:

- если в середине срока на обжалование есть выходные и праздничные дни, которые законом установили заранее, это само по себе не доказывает, что срок пропустили по уважительной причине;

- просрочка составила даже большее число дней, чем "новогодние каникулы";

- в заявлении о восстановлении срока ответчик не объяснил причину пропуска с даты, когда получил мотивированное решение;

- в частной жалобе ответчик сослался на болезнь (временное отсутствие) юридического консультанта, о чем не заявлял в первой инстанции. Более того, эта причина не является уважительной, как разъяснял Пленум ВС РФ.

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

С 1 сентября 2025 года предлагается установить общие требования к организации и проведению торгов

Проектом Закон "О защите конкуренции" дополняется новой статьей, которая устанавливает такие общие требования. В том числе предусматривается, что торги проводятся в форме аукциона, если федеральным законом не предусмотрено их проведение в форме конкурса или в иной форме. Если иное не установлено федеральным законом, торги проводятся в электронной форме на электронной площадке.

Корреспондирующие изменения и дополнения вносятся в том числе в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Лесной кодекс, а также в федеральные законы "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О связи", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О рекламе" и др.

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

Рособрнадзор информирует об актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Так, сообщается, что с 1 сентября 2024 года применяются актуализированные акты Минобрнауки и Рособрнадзора по вопросам порядка замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, перехода обучающихся по образовательным программам СПО и высшего образования с платного обучения на бесплатное, структуры официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, размещен на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет"

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

Президент РФ поручил разработать механизм противодействия хищению денежных средств в ситуации, когда граждане под влиянием угроз, обмана или злоупотребления доверием заключают договоры потребительского кредита (займа) и передают заемные денежные средства мошенникам

В законодательство РФ поручено внести изменения, предусматривающие в числе прочего:

направление кредитором заемщику информации о факте заключения с ним договора потребительского кредита (займа) и об условиях такого договора, а также о возможности отказаться от получения потребительского кредита (займа) в течение "периода охлаждения" с использованием единого портала госуслуг;

предоставление клиенту - физическому лицу возможности назначать уполномоченное лицо для подтверждения совершаемых в пользу третьих лиц операций по переводу денежных средств с банковских счетов (вкладов);

информирование заемщика о возможности взыскания его задолженности по договору потребительского кредита (займа) на основании исполнительной надписи нотариуса и обеспечение права заемщика отказаться от указанного способа взыскания задолженности до момента совершения нотариусом исполнительной надписи;

установление обязанности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, использовать актуальную официальную информацию, подтверждающую доходы физического лица, при принятии решения о предоставлении ему потребительского займа;

правовое регулирование деятельности операторов сервисов рассрочки, не предполагающее взимание платы за оказание ими услуг и устанавливающее гарантии защиты прав граждан, аналогичные гарантиям, предусмотренным законодательством РФ о потребительском кредите (займе), в том числе в части, касающейся информирования граждан о полной стоимости принимаемых обязательств и возможности ее изменения;

возможность взимания платы с физических лиц за оказанные им услуги, аналогичные услугам оператора сервиса рассрочки, исключительно лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

В 2025 - 2027 годах весь инструментарий бюджетной и налоговой политики будет ориентирован на содействие достижению национальных целей развития

К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета. Это укрепит стабильность финансовой системы и будет содействовать обеспечению устойчивой и предсказуемой экономической среды.

В налоговой политике системные изменения налоговой системы, основные параметры которой будут зафиксированы до 2030 года, направлены на формирование стабильных и предсказуемых финансовых условий. Предусмотрено изменение налогообложения налогом на доходы физических лиц, которое основывается на повышении справедливости распределения налоговой нагрузки, сокращая ее за счет налоговых вычетов для семей с детьми, имеющих низкий доход, и увеличивая для налогоплательщиков со сверхвысокими доходами. Донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения личных доходов будет включать введение дифференцированных ставок по НДФЛ и пятиступенчатой налоговой шкалы в зависимости от размера и вида полученного налогоплательщиком дохода.

Повышение налоговой нагрузки затронет около 3% налогоплательщиков НДФЛ. При этом одновременно будут усилены налоговые меры социальной поддержки, в частности: введение налогового вычета для семей с двумя и более детьми, доход которых не превышает величину 1,5 прожиточных минимума; распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы ГТО; увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты; увеличение стандартных налоговых вычетов на детей и пр.

Также представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.

Кроме этого, отмечено, что в 2025 - 2027 годах условия мирового и внутреннего рынков товаров на фоне геополитических угроз, рисков, усиления радикальной санкционной политики, а также курса импортозамещения требуют от внешнеэкономической политики создание "гибкой" таможенно-тарифной политики, которая повысит оперативность реагирования на внешние вызовы и принятия действенных решений, в том числе по развитию торговли с дружественными странами.

Помощник прокурора района                                     Ирмакова Д.А.

Разработан прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

В рамках прогноза социально-экономического развития на 2025 - 2027 годы скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями функционирования экономики РФ и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подготовленными в апреле 2024 года.

Учтены, в частности, следующие тенденции: более высокий уровень мировых цен на нефть по сравнению с уровнем, прогнозируемым весной 2024 года; ослабление рубля по отношению к иностранным валютам; конкуренция за кадры на рынке труда и связанный с этим рост заработных плат и денежных доходов населения; сохранение высокой инвестиционной активности; опережающий рост выпуска обрабатывающей промышленности. Как следствие - улучшены оценки роста ВВП и ряда его компонентов на прогнозный период.

Так, в 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темпы инфляции ожидаются на уровне 4,5% г/г (на конец 2025 года). С 2026 года инфляция выйдет на целевой уровень 4,0 процента.

В прогнозе, в числе прочего, приведены предварительные итоги социально-экономического развития РФ за январь - июль 2024 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2024 год.

Заместитель прокурора района                              Поздняков Е.Н.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике